Цель исследования: Определить текущее состояние и перспективы развития рынка метрологических услуг РФ.
Задачи исследования:
|
Объект исследования: Рынок метрологических услуг («поверки СИ»), а именно организации, аккредитованные на право проведения поверки средств измерений.
Метод сбора и анализа данных: Основным методом исследования выбран – опрос сотрудников организаций, аккредитованных на право проведения поверки средств измерений. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории. Опрос проводился среди 359 организаций. В первую очередь исследование проводилось среди метрологических служб, которые передают сведения о результатах поверки средств измерений в Федеральный информационный фонд. Исследование не касалось ГРЦМ и ГНМИ, т.к. их деятельность более публична.
Дополнительные методы - мониторинг открытых источников информации:
- Сайт Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (http://www.fundmetrology.ru)
- Сайт Росаккредитации (http://fsa.gov.ru)
- Статистика поисковых запросов Yandex (https://wordstat.yandex.ru)
Исполнитель: Инициатива проведения исследования и исполнение принадлежат разработчикам ИАС «Поверители». Разрабатывая информационно-аналитическую систему, как платформу для взаимодействия владельцев СИ, организаций-поверителей СИ, а так же производителей СИ, крайне важно определить текущее состояние и перспективы развития рынка метрологических услуг. Оценить потребности всех участников рынка.
Количество организаций, аккредитованных на право проведения
поверки средств измерений в РФ
Данные по сведениям сайта Росаккредитации (по состоянию на 02.2018):
- 1579 организаций имеют действующий аттестат аккредитации
- +244 новых организации получили аттестат аккредитации в 2017 году впервые, т.е. ранее нигде не упоминались
- - 138 организаций аннулировали аттестат аккредитации за период 4 года (2014-2017 гг.)
На рынок «поверки СИ» выходят новые организации. Их значительно больше, нежели тех, которые покинули рынок в силу различных причин. Рынок «поверки СИ» становится плотнее. Небольшой процент организаций, покинувших рынок «поверки СИ», подтверждается и при проведении опроса.
Первичные результаты опроса
Из 359 организаций, выбранных для участия в опросе:
- 265 прошли опрос (74%)
- 57 не удалось выйти на связь с респондентом (16%)
- 23 отказались проходить опрос (6%)
- 14 ответили, что сменили род деятельности или закрыли предприятие (4%)
В большинстве случаев респонденты ответили на все вопросы исследования. В результатах исследования отображено мнение представителей организаций, прошедших опрос. Результаты исследования нельзя аппроксимировать на всю аудиторию организаций, аккредитованных на право проведения поверки, т.к. мнение сотрудников ГРЦМ, ГНМИ и организаций, не передающих сведения о поверке в ФИФ, может быть иным.
Востребованность наиболее популярных источников информации
Респондентам на выбор предлагалось отметить наиболее полезные и информативные источники информации, связанной с метрологией:
- Сайт Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений
- Отраслевые мероприятия: выставки, конференции и др.
- Интернет - метрологические форумы/сообщества и поиск информации
- другие источники
Выбор респондентов
Все предложенные на выбор источники информации востребованы примерно в равной степени. Стоит отметить важную роль отраслевых мероприятий, при том, что существует тенденция увеличения спроса на поиск информации в сети интернет.
Среди других источников информации в порядке убывания названы следующие:
- Сайт Ростест
- Сайт Росаккредитации
- Взаимодействие с сотрудниками региональных ЦСМ
- E-mail подписка на получение отраслевых новостей
- Гарант, Консультант Плюс
- От заказчиков, коллег
- Сайт Росстандарта
- Печатные издания, журналы
Поиск услуги «поверки» и «поверяющих организаций» в сети интернет
По данным статистики поисковых запросов YandexWordstat количество запросов в Яндекс со словом «поверка» за 2 года (12.2015-11.2017) выросло в 2 раза
Тематика поверки не игнорируется и общими трендами интернета: стоит отметить, всё большее смещение пользователей в сторону mobile устройств по запросам, связанным с поверкой. Объем поиска с мобильных устройств за 2 года вырос в 5 раз – с 20 000 до 100 000 запросов в месяц.
Детализация динамики запросов со словом «поверка» по округам
Регионы | Запросов в декабре 2015 | Запросов в ноябре 2017 | Прирост |
Центральный федеральный округ | 89 536 | 177 326 | ×2,0 |
Приволжский федеральный округ | 36 489 | 58 476 | ×1,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 25 066 | 47 387 | ×1,9 |
Уральский федеральный округ | 20 301 | 30 532 | ×1,5 |
Сибирский федеральный округ | 18 328 | 30 275 | ×1,7 |
Южный федеральный округ | 13 202 | 23 353 | ×1,8 |
Дальневосточный федеральный округ | 4 091 | 6 867 | ×1,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 2 657 | 3 846 | ×1,4 |
Причинами увеличение числа запросов со словом «поверка» может быть:
- Общий тренд увеличения численности интернет аудитории
- Приход в производственную отрасль молодых специалистов, не осведомленных о нюансах и особенностях метрологической отрасли
- Увеличение количества новых метрологических служб и, как следствие, появление новых сайтов метрологической тематики с проявлением активности в продвижении услуг через интернет
Тип и род деятельности метрологических служб организаций, аккредитованных на проведение поверки средств измерений
Респондентам задавался вопрос:
- Занимается ли их метрологическая служба коммерческой деятельностью, т.е. оказывает услуги поверки другим предприятиям? Или метрологическая служба некоммерческого типа и работает исключительно в интересах своего предприятия для своего производства?
Метрологические службы смешанного типа – те, которые выполняют и внутренние и внешние заказы.
Для коммерческих и смешанных метрологических служб дополнительно задавались вопросы:
- Рекламируют ли они свои услуги и каким образом?
- Есть ли у них конкуренты и знают ли они, что это за организации?
Для некоммерческих метрологических служб задавались вопросы:
- Загружена ли их метрологическая служба полностью?
- Могли бы они оказывать услугу поверки СИ другим предприятиям, если бы к ним обращались?
- Заинтересованы ли они в снижении затрат на содержание метрологической службы?
Половина метрологических служб занимается коммерческой деятельностью. 72% коммерческих и 56% смешанных метрологических служб активно рекламируют свои услуги для поиска клиентов.
Используемые инструменты для рекламы услуг
Перечень рекламных инструментов и % коммерческих и смешанных метрологических служб их использующих
Стоит отметить, что 22-23% метрологических служб используют целый комплекс различных рекламных инструментов и активно продвигают свои услуги на рынке.
Проблематика поверки эталонов и рабочих средств измерений
На вопрос «Сталкивались ли вы с проблемой, где провести поверку своих средств измерений или эталонов? С чем это связано?» респонденты указали ряд проблем:
Стоит отметить, что респонденты – участники рынка «поверки СИ». Проблематика обычных владельцев средств измерений может быть иной и более острой.
Степень информатизации и автоматизации метрологических служб
Перечень систем учета, используемых метрологическими службами при проведении поверки средств измерений
Стоит отметить, что «своя разработанная система» может подразумевать как ПО, так и комбинацию ручного учета с компьютерными программами типа Excel и 1С. 25% организаций используют Excel, бумажный журнал или не имеют системы учета.
Степень удовлетворенности используемой системой для учета