Система автоматизированная информационно-измерительная МАРС МЕРА 3М

Описание

Система автоматизированная информационно-измерительная МАРС МЕРА 3М — техническое средство с номером в госреестре 64125-16 и сроком свидетельства (заводским номером) зав.№ 3М. Имеет обозначение типа СИ: МАРС МЕРА 3М.
Произведен предприятием: ООО "НПП "Мера", г.Мытищи.

Требуется ли периодическая поверка прибора?

Наличие периодической поверки: Да. Периодичность проведения поверки установлена изготовителем средства измерения и составляет: 1 год
Узнать о ее сроках можно также в техническом паспорте, который прилагается к данному прибору.

Допускается ли поверка партии?

Допущение поверки партии приборов: Нет.

Методика поверки:

Система автоматизированная информационно-измерительная МАРС МЕРА 3М.

С методикой поверки прибора вы можете ознакомиться по ссылке: Скачать
Документ содержит последовательность действий, реализация которых позволит подтвердить соответствие прибора метрологическим требованиям, принятым при утверждении типа средства измерений.

Описание типа:

Система автоматизированная информационно-измерительная МАРС МЕРА 3М.

С более детальным описанием прибора можно ознакомиться по ссылке: Описание прибора: Скачать. Документ содержит технические, метрологические характеристики, данные о погрешности измерения и другую полезную информацию.

Изображение
Номер в госреестре
НаименованиеСистема автоматизированная информационно-измерительная
Обозначение типаМАРС МЕРА 3М
ПроизводительООО "НПП "Мера", г.Мытищи
Описание типаСкачать
Методика поверкиСкачать
Межповерочный интервал (МПИ)1 год
Допускается поверка партииНет
Наличие периодической поверкиДа
Сведения о типеЗаводской номер
Срок свидетельства или заводской номерзав.№ 3М
НазначениеСистема автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М» (далее - Система) предназначена для измерений параметров авиационных двигателей (силы от тяги двигателей, давления газа (воздуха), жидкостей, температуры газа (воздуха), рабочих жидкостей (топлива, масла), частоты вращения роторов, массового расхода топлива, вибрации корпусов двигателей и относительной влажности воздуха) при испытаниях на стенде № 20 ОАО «НПО «САТУРН», г. Рыбинск.
ОписаниеСистема имеет модульную конструкцию, включающую в себя датчики, кондиционеры сигнала, аналого-цифровые преобразователи и цифровую аппаратуру «верхнего уровня» (специализированные платы, компьютеры со специализированным программным обеспечением, мониторы). Принцип работы Системы заключается в преобразовании измеряемых параметров газотурбинных двигателей (ГТД) датчиками в соответствующие электрические сигналы, преобразовании электрических сигналов в цифровые коды и передаче последних в персональный компьютер (ПК) верхнего уровня Системы для дальнейшего преобразования их в цифровые коды упомянутых физических величин. Модификации Системы отсутствуют. Конструктивно Система состоит из 7-ми модулей, включающих в себя соответствующие измерительные каналы (ИК): - модуль измерений силы от тяги двигателя (МИС); - модуль измерений массового расхода топлива (МИРТ); - модуль измерений давления газа (воздуха) и жидкостей (МИД); - модуль измерений температур газа (воздуха), жидкостей (МИТ); - модуль измерений частоты вращения роторов (МИЧВР); - модуль измерений вибрации (МИВб); - модуль измерений относительной влажности воздуха (МИВ). Часть ИК не содержит первичных преобразователей, которые поставляются в составе испытываемого двигателя и подсоединяются к Системе только на период испытаний (например, МИЧВР, МИВб, МИТ - частично). Максимальное суммарное количество ИК по всем измерительным модулям составляет 31. МИС содержит следующие элементы: - динамометрическую платформу (ДМП), опирающуюся на 4-е упругие ленты; - рабочий тензорезисторный датчик силы типа 2ТВС-20, работающий на сжатие. Питание датчика и аналого-цифровое преобразование его выходного сигнала осуществляется измерительным модулем МС-212; - рычаг и градуировочные гири, предназначенные для градуировки МИС и создания силы подзагрузки на ДМП. Сила от тяги двигателя, приложенная к ДМП, уравновешивается силой реакции рабочего датчика. Его выходной сигнал, пропорциональный силе от тяги, преобразуется в пропорциональный цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК, результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИРТ включает в свой состав расходный бак (РБ), рычажную систему (РС), связывающую РБ с весовой головкой (ВГ), а также электронный блок замера расхода топлива (КЗРТ). Последний вырабатывает сигналы «Старт», «Стоп» при прохождении стрелки ВГ соответствующих точек шкалы ВГ. Упомянутые сигналы через модуль МС-401 поступают в компьютер, где преобразуются в цифровой код интервала времени, соответствующего выработке номинальной массы топлива из РБ. Отношение указанной номинальной массы топлива к интервалу времени, равное массовому расходу топлива, определяется в компьютере верхнего уровня с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИД предназначен для измерений давления воздуха на входе в двигатель и давления газа и жидкостей по тракту двигателя. МИД включает в свой состав датчики давления моделей Сапфир 22ДД (измерение полного и статического давления на входе в двигатель), Сапфир 22ДИ (измерение избыточных давлений газа и жидкости по тракту двигателя). Токовые сигналы с выходов датчиков Сапфир 22 поступают в модуль МС-227С, где преобразуются в соответствующие цифровые коды. Последние (совместно с цифровым кодом барометра) поступают в компьютер верхнего уровня, где по известным градуировочным характеристикам ИК вычисляются значения измеряемых сигналов. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИТ предназначен для измерений температур воздуха на входе в двигатель, газа за турбиной и рабочих жидкостей. МИТ включает в себя: - ИК электрического напряжения постоянного тока (на базе модуля МС 227К) работает с термопарой (ТП) типа Т-99-3 и колодкой компенсационной ПК-9Б, расположенными на двигателе. Электрическое напряжение с выхода ТП и ПК-9Б, соответствующее температуре газа за турбиной ГТД, поступает на вход модуля МС 227К, где преобразуются (с поправкой на температуру «холодных» спаев) в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. - ИК температуры воздуха на входе в двигатель и жидкостей по тракту двигателя состоят из ИК электрических сопротивлений (на базе модулей МС 227R) и термометров сопротивления (ТС) типа П77 или П63 соответственно. Электрическое сопротивление ТС, соответствующее измеряемой температуре, преобразуется в напряжение постоянного тока и поступает в компьютер верхнего уровня, где преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИЧВР содержит ИК напряжения переменного тока (на базе модулей MC-451). Частотный сигнал с выхода датчика типа ДТЭ-5Т (ДТЭ-6Т), расположенного на двигателе, соответствующий частоте вращений ротора компрессора двигателя, поступает на вход модуля измерения частоты MC-451. Цифровые коды с выхода модуля MC-451, соответствующие частоте сигнала, поступают в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИВб содержит ИК динамических сигналов (на базе модуля МС-201) и датчики вибраций типа МВ-25БВ, расположенные на двигателе. Аналоговые выходные сигналы датчика поступают на вход модуля МС-201, где преобразуются в соответствующий цифровой сигнал. Последний поступает в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемых сигналов, где подвергаются быстрому преобразованию Фурье с выделением амплитуды спектральной составляющей виброскорости на роторной частоте. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. МИВ состоит из измерителя влажности и температуры ИВТМ-7, который по сетевому протоколу передает соответствующие цифровые данные в компьютер верхнего уровня Системы, где эти данные преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИВТМ-7. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов. Общий вид Системы представлен на рисунке 1. Схема пломбировки от несанкционированного доступа приведена на рисунке 2. Рисунок 1 - Общий вид Системы Рисунок 2 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа
Программное обеспечениеПрограммное обеспечение (далее - ПО) Системы разделено на метрологически значимую и незначимую части, реализовано в пакете обработки сигналов «Магнитограф» (ПОС-М 2.28b), установлено на аппаратуре верхнего уровня и является встроенным. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается в заголовке главного окна ПО и в специальном окне с информацией о ПО, которое может быть вызвано через главное меню ПО. Конструкция Систем исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию. Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «высокий». Используемое ПО защищено проверкой файла лицензии и паролем, с заданной периодичностью выполняется резервное копирование файлов данных. Программный ключ защиты исполняемых файлов и файлов данных поставляется на внешней съемной флэш-памяти. Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1. Таблица 1
Идентификационные данные (признаки)Значение
Идентификационное наименование ПОПакет обработки сигналов «ПОС-М»
Номер версии (идентификационный номер) ПО (контрольная сумма исполняемого кода)v2.30b 2004
Цифровой идентификатор ПОee6b397e8a439fce25c8ac99ba7d5bd6
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПОmd5
Примечания 1 ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования
Метрологические и технические характеристикиОсновные метрологические и технические характеристики Системы приведены в таблице 2. Таблица 2
Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измеренияДиапазон измеренийПределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности
Сила от тяги, 1 ИК, кНот 0,05 до 127 (0,5 % от 0,5 Rmax 1) (0,5 % ИЗ2)
Массовый расход топлива, 1 ИК, кг/c от 0,2 до 1,6 (0,5 % от 0,5 Gmax3) (0,5 % ИЗ4)
Перепад между атмосферным и полным давлением воздуха на входе в ГТД, 1 ИК, кПаот 0 до 2,5 (0,05*
Перепад между атмосферным и статическим давлениями на входе в ГТД, 2 ИК, кПа от 0,1 до 25 ±(0,064…0,082) * 5)
Продолжение таблицы 2
Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измеренияДиапазон измеренийПределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности
Перепад давления газа по тракту ГТД относительно атмосферного давления, ±0,5 % ВП6)
7 ИК, кПаот 0 до 160
1 ИК, кПа от 0 до 600
2 ИК, кПаот 0 до 2500
Перепад давления жидкостей относительно атмосферного давления,  ±1,0 % ВП6)
1 ИК, кПаот 0 до 250
2 ИК, кПаот 0 до 600
1 ИК, МПаот 0 до 10
1 ИК, МПаот 0 до 25
Атмосферное давление, (1 ИК), кПаот 60 до 110 ±0,067*
Температура воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, °С (К)от минус 40 до плюс 40 (от 233 до 313)(0,5 % ИЗ
Температура рабочих жидкостей, 3 ИК, °С от минус 60 до плюс 120 (1,5 % ВП
Электрическое напряжение постоянного тока, соответствующее значениям температуры газа за турбиной ГТД, 1 ИК, мВот 0 до 2500 ±0,08 % ВП - по напряжению (±1 % ВП - по температуре, с учетом погрешности ПП)
Частота переменного тока, соответствующая частоте вращения ротора компрессора, 2 ИК, Гцот 0,2 до 100±0,001 % ВП - по частоте переменного тока (±0,15 % ВП - по частоте вращения ротора с учетом погрешности ПП)
Напряжение динамических сигналов, соответствующее значениям вибрационной скорости корпуса ГТД, 3 ИК, Вот 0,02 до 8,5±0,5 % ВП - по амплитуде электрического напряжения ((10 - 12) % ВП - по амплитуде вибрационной скорости корпусов ГТД на роторной частоте, с учетом погрешности ПП)
Относительная влажность воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, %от 15 до 95 ±2 %
Примечания: 1) В диапазоне (0 - 0,5)Rmax; 2) В диапазоне (0,5 - 1,0)Rmax; 3) В диапазоне (0 - 0,5)Gmax; 4) В диапазоне (0,5 - 1,0)Gmax; 5) Расчетный предел погрешности измерений параметра с учетом регламентируемых пределов погрешностей измерений перепада между атмосферным и полным давлением воздуха и полным и статическим давлениями на входе в ГТД; 6) С учетом погрешности измерений атмосферного давления. Rmax - верхний предел (ВП) диапазона измерений силы; Gmax - ВП диапазона измерений массового расхода топлива; ИЗ - измеряемое значение; ПП - первичный преобразователь. Технические характеристики системы приведены в таблице 3. Таблица 3
Наименование характеристикиЗначение характеристики
Диапазон рабочих температур, ºС - в пультовой - в испытательном боксеот плюс 10 до плюс 30 от минус 40 до плюс 40
Параметры электрического питания от сети переменного тока: - напряжение, В - частота, Гц - потребляемая мощность, кВ·Аот 187 до 242 от 49 до 51 10
Габаритные размеры (ширина х длина х высота), м, не более:
- модуль измерения силы3×7×5
- модуль измерения массового расхода топлива0,7×0,7×0,7
- модуль измерения давления0,5×0,5×0,5
- модуль измерения температуры0,5×0,5×0,5
- модуль измерения относительной влажности0,3×0,3×0,34
- модуль измерения частоты вращения роторов0,3×0,3×0,34
- модуль измерения вибрационной скорости0,3×0,3×0,3
КомплектностьКомплектность Системы приведена в таблице 4. Таблица 4
НаименованиеКол-воПримечание
Динамометрическая платформа (ДМП)1В составе МИС
Рычаг1В составе МИС
Датчик силы рабочий типа 2ТВС20 2В составе МИС
СЗРТ с весовой головкой ГАП-5-983, ГАП-5-14651В составе МИРТ
Датчики дифференциального давления Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/2,5 кПа (6,3; 10 кПа), Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/16к Па (25; 40кПа) 3В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,25/160 кПа (40; 250 кПа) 7В составе МИД
Продолжение таблицы 4
НаименованиеКол-воПримечание
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,5/250 кПа (40; 250 кПа) 1В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/600 кПа (400; 2500 кПа) 1В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/2500 кПа (400; 2500 кПа) 2В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,5/600 кПа (400; 2500 кПа) 2В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2160-02-У2-0,5/10 МПа (2,5; 16 МПа) 1В составе МИД
Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2170-02-У2-0,5/25 МПа (16; 100 МПа) 1В составе МИД
Барометр регистрирующий сетевой БРС-1 1В составе МИД
Термометры сопротивления П-77, Класс B 4В составе МИТ
Термометры сопротивления П-63, Класс B1 2В составе МИТ
Измеритель влажности и температуры ИВТМ-7 1 на 3 стендаВ составе МИВ
Измерительный модуль типа МС-4015В составе МИРТ
Измерительный модуль типа МС-212 1В составе МИС
Измерительный модуль типа МС-227С 2В составе МИД
Измерительный модуль типа МС-227R 1В составе МИТ
Измерительный модуль типа МС-227K 2В составе МИТ
Измерительный модуль типа МС-451 1В составе МИЧВР
Измерительный модуль типа МС-201 1В составе МИВб
Источник бесперебойного питания UPS1
Усилитель - разветвитель сети HUB1
Шкаф (стойка) СВТ1
Кондиционер частотного сигнала2
Блок питания датчиков давления 22БП369
Операторская станция на базе компьютера типа Pentium1
Руководство по эксплуатации РЭ МАРС-МЕРА 3М1
Методика поверки МП МАРС МЕРА 3М1
Поверкаосуществляется в соответствии с документом МП МАРС МЕРА 3М «Система автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М». Методика поверки, утвержденным ГЦИ СИ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» 24 .09.2015 г., ФГУП «ВНИИМС» 30.09.2015 г. Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного обеспечения приведены в разделе 3.5 документа «Руководство по эксплуатации. РЭ МАРС-МЕРА 3М» Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений, так как условия эксплуатации Системы не обеспечивают его сохранность в течение всего интервала между поверками при нанесении на Систему. Основные средства поверки: - Датчики весоизмерительные тензорезисторные Т2 (Госреестр № 53838-13) совместно с прибором весоизмерительным Микросим-06 (Госреестр № 25939-03). - Гири массой 100 кг, класс точности М1 по ГОСТ OIML R111-1-2009. - Мегаомметр Ф4102/2-1М (Госреестр № 9225-88). - Аппарат испытания диэлектриков АИД-70 (Госреестр № № 34031-12). - Вольтметр универсальный цифровой В7-38 (Госреестр № 8730-82). - Уровень электронный с микроподачей ампулы Carl Zeiss (Госреестр № 10084-85). - Термометр ртутный стеклянный лабораторный (Госреестр № 303-91). - Набор гирь образцовые 4-го разряда ГО-4-1110, КГО-4-5 (Госреестр № 5603-76). - Калибратор давления DPI-610 с внешним преобразователем избыточного давления (Госреестр № 16347-09). - Калибратор могофункциональный TRX-IIR (Госреестр № 42789-09). - Весы электронные лабораторные AD-5 (Госреестр № 31028-06). - Генератор сигналов низкочастотный прецизионный Г3-110 (Госреестр № 5460-76). - Вольтметр универсальный В7-46/1 (Госреестр № 11204-88). - Линейка измерительная металлическая с пределом измерения 500 мм, (Госреестр № 20048-00).
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системе автоматизированной информационно-измерительной «МАРС МЕРА 3М» 1 ОСТ 1 01021-93 Стенды для испытаний авиационных двигателей в наземных условиях. Общие технические требования; 2 ОТУ-2012 Общие технические условия на изготовление, ремонт, приёмку и поставку авиационных двигателей для воздушных судов; 3 Техническая документация изготовителя.
Заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «МЕРА» (ООО «НПП «МЕРА») Юридический (почтовый) адрес: 141002, РФ, Московская область, г. Мытищи, ул. Колпакова, кор. 13. Телефон: +7 (495) 783-7159; Факс: +7 (495) 745-9893 ИНН 5029023560
Испытательный центрГосударственный центр испытаний средств измерений Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения им П.И. Баранова (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова») Юридический (почтовый) адрес 111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, 2 Тел./факс: (499) 763-5747, 763-6110 E-mail: avim@ciam.ru; Http: www.ciam.ru Аттестат аккредитации ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» по проведению испытаний средств измерений в целях утверждения типа № 30093-11 от 27 октября 2011 г. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС») Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, д.46 Тел./факс: (495)437-55-77 / 437-56-66 E-mail: office@vniims.ru, www.vniims.ru Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний средств измерений в целях утверждения типа № 30004-13 от 26.07.2013 г.