Изображение | Номер в госреестре | |
Наименование | Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационные |
Обозначение типа | Leica |
Производитель | "Leica Geosystems AG", Швейцария |
Описание типа | Скачать |
Методика поверки | Скачать |
Межповерочный интервал (МПИ) | 1 год |
Допускается поверка партии | Нет |
Наличие периодической поверки | Да |
Сведения о типе | Срок свидетельства |
Срок свидетельства или заводской номер | 01.06.2027 |
Назначение |
Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационныеLeica (далее - сканеры) предназначены для измерений приращения координат и определения трехмерных координат точек земной поверхности, инженерных объектов и сооружений с борта авиационного носителя.
|
Описание | Сканеры изготавливаются в двух модификациях Leica TerrainMapper-2 и Leica CityMapper-2, которые выполнены в одинаковом корпусе и имеют идентичные измерительные и точностные характеристики, рабочий диапазон и отличаются количеством цифровых камер, дополнительно устанавливаемых в корпусе и фокусным расстоянием используемых камер.
Конструктивно сканеры построены по модульному принципу и состоят из сканирующего блока, включающего в себя лазерный импульсный дальномер, сканирующую систему, состоящую из гальвомоторов и вращающихся оптических клиньев, систему навигации и позиционирования (состоящую из высокоточного ГНСС-приемника и инерциального измерительного устройства IMU), блока системного контроллера, обеспечивающего управление работой всего комплекса и регистрацию данных; консоли оператора; дисплея пилота; гиростабилизирующей платформы.
Для сканирования земной поверхности используется система вращающихся в противоположных направлениях оптических клиньев. Импульсы лазерного излучения проходят через оптические клинья, и направляются на объекты местности. При этом развертка и «рисунок» сканирования на местности зависят от скорости вращения клиньев. Стандартный «рисунок» – круговой; возможны также синусоидальный и «лепестковый».
Отраженные от объектов местности сигналы улавливаются приемником излучения и преобразуются в цифровую форму. При этом также регистрируются время прохождения сигнала, углы поворота клиньев, и интенсивность отраженного сигнала. Углы поворота клиньев измеряются специальными кодовыми датчиками (encoder), установленными на оси вращения клиньев.
Одновременно с этим записываются данные, поступающие от системы навигации и позиционирования – измерения от ГНСС-приемника, на основании которых вычисляются текущие координаты носителя, и измерения инерциального измерительного устройства IMU (углы
наклона и ускорения относительно осей системы координат IMU). При дальнейшей пост-обработке по этим данным вычисляются уточненные координаты и углы ориентации сканеров (траектория).
Данные всех компонентов сканеров синхронизированы по времени с помощью метки времени, полученной от ГНСС приемников. Это позволяет в дальнейшем, на основании данных о положении и ориентации сканеров, вычислить пространственное положение каждой точки местности, от которой отразился соответствующий импульс. Таким образом, формируется так называемое «облако точек лазерных отражений (ТЛО)», то есть совокупность точек, соответствующих точкам отражения импульсов от объектов местности. Для каждой точки известны пространственные координаты, вычисленные в заданной системе координат, и интенсивность отраженного сигнала.
Управление сканерами осуществляется оператором со специальной консоли оператора (управляющего компьютера), соединенного кабелями со сканером.
Определение взаимного положения и ориентации инерциальной системы и сканирующей системы (оптических клиньев) производится при изготовлении и заводской калибровке с использованием средств измерений, не входящих в состав сканеров.
Определение взаимного положения антенны ГНСС-приемника и инерциальной системы производится при установке сканеров на борту воздушного судна с использованием средств измерений, не входящих в состав сканеров.
Сканеры не имеют специальной пломбировки, все винты, обеспечивающие доступ к компонентам, которые могут повлиять на изменение характеристик системы, заливаются специальным лаком.
Заводской номер сканеров размещается на корпусе сканирующего блока в числовом формате в виде наклейки типографским способом.
Условия эксплуатации сканеров не обеспечивают сохранность знака поверки в течение всего рекомендуемого интервала между поверками при нанесении его на корпус сканеров.
Общий вид сканеров, с указанием места нанесения знака утверждения типа, представлен на рисунках 1 и 2.
|
Рисунок 2 – Общий вид сканирующего блока | а б в г
а – сканирующий блок;
б – консоль оператора OC60;
в – дисплей пилота PD60;
г – гиростабилизирующая платформа Leica PAV100-HPH
Рисунок 1 – Общий вид сканеров |
|
Программное обеспечение | Сканеры поставляются со встроенным программным обеспечением (далее – ПО) FlightPro. С помощью указанного ПО осуществляется управление режимами работы, обработка сигналов, получение функций измеренных величин и вывод информации на дисплей. Вычислительный алгоритм «FlightPro» расположен в заранее скомпилированных бинарных файлах. «FlightPro» блокирует редактирование для пользователей и не позволяет удалять, создавать новые элементы, или редактировать отчеты. ПО «HxMap», устанавливаемое на ПК, предназначено для получение облаков точек лазерных отражений в форматах, пригодных для дальнейшего использования.
Разделение на метрологически значимое и не значимое ПО не произведено.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение | Идентификационное наименование ПО | HxMap | FlightPro | Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 3.5 | не ниже 5.4.8 | Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) | C8B0F1A0E5822E0845FDDCA701DA68C4 | A8FADFEB5650B16A3942FB56CD1329C6 | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | MD5 | MD5 |
|
Метрологические и технические характеристики | Таблица 2 – Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение | Диапазон рабочих высот, м | от 300 до 5500 | Среднее квадратическое отклонение определения координат точек земной поверхности в заданной системе координат, м, не более
в диапазоне высот от 300 м до 1000 м включительно
в плане
по высоте
в диапазоне высот свыше 1000 м до 5500 м
в плане
по высоте | 0,13
0,09
0,59
0,25 | Пределы допускаемой абсолютной погрешности определения координат точек земной поверхности в заданной системе координат, м
в диапазоне высот от 300 м до 1000 м включительно
в плане
по высоте
в диапазоне высот свыше 1000 м до 5500 м
в плане
по высоте | ±0,23
±0,16
±1,06
±0,45 |
Таблица 3 – Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение | Угловое поле сканирования (от вертикали), градус,
не более | ±20,0 | Максимальная частота сканирования, Гц | 150 | Максимальная частота импульсов, кГц | 2000 | Источник электропитания, бортовая сеть, В | от 22,0 до 30,3 | Потребляемая мощность, Вт, не более | 1010 | Диапазон рабочих температур, 0С | от -10 до +35 | Габаритные размеры, мм, не более
сканирующий блок:
высота
диаметр
консоль оператора
длина
ширина
высота
дисплей пилота
длина
ширина
высота
гиростабилизирующая платформа
длина
ширина
высота | 747
408
340
89
235
191
49
142
673
537
240 | Масса, кг, не более
сканирующий блок
модификации Leica TerrainMapper-2
модификации Leica CityMapper-2
консоль оператора
дисплей пилота
гиростабилизирующая платформа | 48
58
3,9
1,0
42,4 |
|
Комплектность | Таблица 4 – Комплектность сканеров
Наименование | Обозначение | Количество | 1 Система лазерная координатно-измерительная сканирующая авиационная в составе: | Leica (модификация Leica TerrainMapper-2 или модификация Leica CityMapper-2) | 1 компл. |
Продолжение таблицы 4
Наименование | Обозначение | Количество | 1.1 Сканирующий блок | Блок модификации Leica TerrainMapper-2 или блок модификации Leica CityMapper-2 | 1 шт. | 1.2 Консоль оператора | OC60 | 1 шт. | 1.3 Дисплей пилота | PD60 | 1 шт. | 1.4 Гиростабилизирующая платформа | PAV100-HPH | 1 шт. | 1.5 Комплект соединительных кабелей | – | 1 компл. | 1.6 Комплект монтажных проставок | – | 1 компл. | 2 ПО обработки данных | HxMap | по заказу | 3 Сертификат заводской калибровки | – | 1 экз. | 4 Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационные Leica. Руководство по эксплуатации | – | 1 экз. | 5 Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационные Leica. Паспорт | – | 1 экз. | 6 Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационные Leica. Методика поверки | - | 1 экз. |
|
Поверка |
приведены в приложении 4 Проведение измерений документа «Системы лазерные координатно-измерительные сканирующие авиационные. Руководство по эксплуатации».
| Нормативные и технические документы | , устанавливающие требования к средству измерений
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 г. № 2831 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для координатно-временных измерений»
Техническая документация изготовителя «Leica Geosystems AG», Швейцария
|
Заявитель | «Leica Geosystems AG», Швейцария
Адрес: Heinrich-Wild-Strasse, CH-9435 Heerbrugg, Switzerland
Телефон: +41 71 727 3131
Факс: +41 71 727 4674
E-mail: info@leica-geosystems.com
|
Испытательный центр | Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ»)
Адрес: 141570, Московская обл., Солнечногорский р-н, рабочий поселок Менделеево, промзона ВНИИФТРИ
Телефон (факс): (495) 526-63-00
Web-сайт: www.vniiftri.ru
E-mail: office@vniiftri.ru
Уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № 30002-13 от 11.05.2018
| |